Ремонтируем ЭБУ . Случаи из практики или наличие паяльника

Модератор: Butterfly

Сообщение Denis Turbo Union » Чт мар 17, 2016 16:50

Введение : Давно хотел коснуться этой обширной темы , но как обычно ,либо проблема казалась не существенной , либо решение было не распространенным и требовало слишком больших вложений и сил .. Сейчас в связи с значительным удорожанием базовой стоимости многих оригинальных электронных запасных частей и трудностью их поставок эта тема всплыла вновь .. Случаи показанные не связанные между собой , но по моему мнению имеют определенные тенденции позволяющие понять общий порядок действий в ремонте ЭБУ ,как формируется политика производителя этих электронных деталей и как решить проблему с ними оптимальным образом .
1. Этюд в темных тонах или когда мы бессильны …
Обладателям старых моделей Ауди или Пассатов (2000-ых годов) в большинстве случаев знакомы проблемы с диагностикой блока АБС ,а точнее ее полного отсутствия . Чаще всего это вызвано нарушением контакта в местах соединения с платой контактов общего разъема …

Изображение

.. или проблемами с щеточным узлом мотора откачивающей помпы АБС .

Изображение

Сама организация исполнительных элементов в ЭБУ АБС не отличается особой сложностью ,обыкновенные катушки , дроссели как правило к ним вопросов не возникает ..

Изображение

Чего не скажешь про организацию самой платы , обратите внимание на толщину контактов указанных элементов ..

Изображение

Платиновые «волоски» (А) ,эти контакты иначе не назовешь, залиты специальным гелем , выполнены на контактной сварке (надо сказать такая технология встречается не только в ЭБУ ДВС ,но и в датчиках продольного /поперечного ускорения системы ESP , блоках полного привода ,расходомерах и т.д.) ..Попытка их восстановления представлена рядом (блок ремонтировался ) в целом она неплоха ,но как понимаете нужно обладать неплохими навыками в пайке , однако отремонтировать повторно ЭБУ не удается , потому что разрушен не только контакт (В) ,но и проломлена часть многослойной платы под ней .. Почему так произошло ? Как обычно «слегка» дрогнула рука при ремонте ДВС у механиков …((

Изображение

Вывод сего повествования в том ,что при обсуждении возможности самого ремонта нужно тщательно осматривать целостность самого корпуса блока перед разборкой его на составляющие …

Добавлено спустя 2 минуты 39 секунд:
2. Новый блок дорогой? Б.У.- решение проблемы ,но ..
В качестве наглядного примера того ,что найти похожий блок Б.У. недостаточно, служит самый обыкновенный блок стеклоподъемника ,в данном случае в качестве подопытного выступает автомобиль VW Golf 5 .
http://turbo-union.ru/images/cms/data/Forums/057.JPG
Блок перестал регулировать подъем стекла в боковой двери и выполнять другие возложенные на него функции . Сам блок достаточно легко отделяется от сервомотора ..
http://turbo-union.ru/images/cms/data/Forums/058.JPG
http://turbo-union.ru/images/cms/data/Forums/059.JPG
Однако попытка подобрать Б.У. блок не увенчалось успехом ,и в этом деле нам не помог не номер ,не обозначение программной версии не помогли , было полное совпадение ,однако при установке ЭБУ отрабатывал операции симметрично наоборот)) .. Решили разбираться более глубоко ..
http://turbo-union.ru/images/cms/data/Forums/060.JPG
И вот тут при анализе прошивки всплыли некоторые симпатичные изменения ,которые собственно и приводили к такой странной работе ЭБУ целиком )) Поскольку , внутренняя начинка старого ЭБУ разрушена не была , удалось плавно перенести прошивку с одного блока на другой . Сам процесс довольно простой , но как понимаете именно в такой своеобразной «защите компонентов « и заключается соль данного действа и невозможность проведения обычной замены на Б.У. блока управления ..
3. Стоимость проходимости дренажного клапана водосливного отсека …
Если взять лист технического обслуживания для прохождения ТО в официальном дилере ,то среди многочисленных пунктов ,одним из ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ- фигурирует чистка дренажей водосливного отсека в подкапотном пространстве , однако ,достаточно часто ,на выполнение этого пункта влияния не обращают .. Правильно –ли это ? Выводы,после прочтения ,думаю , сделаете сами ..
В данном случае имеется автомобиль Ауди Q7(На его месте мог оказаться и Туарег –ситуация у них схожая ) 3.0 TDi ,периодически ДВС отказывается запускаться , при опросе неисправностей получаем такую картину …
http://turbo-union.ru/images/cms/data/Forums/061.JPG
Обратите внимание ошибки по линиям питания А ,Б вызываются сбоем логики самого ЭБУ ДВС ,в данном случае это правило подтверждено и здесь , ЭБУ ДВС находится в водосливном отсеке ,при демонтаже обнаружена вот такая картина ..
Так выглядит блок снаружи ..

Изображение

А вот так изнутри ..

Изображение

Изображение

Повезло, что до процессора вода не добралась

Изображение

Здесь я даже не буду упоминать стоимость нового блока и стоимость привязки ключей к нему у ОД , в данном случае просто удалось отделаться заменой «ключей» питания в ЭБУ и разумеется стоимость операции вышла в разы меньше , но ведь могло закончиться совсем по другому, если отгнили –бы ножки процессора к примеру или окисление коснулось уже слоев самой платы внутри ?? К сожалению это касается далеко не только Q7 непосредственно ,ведь вода при забитых дренажных клапанах может проникать и в герметично (вроде –бы ) закрытые боксы и как на А4 ,к примеру , приводит к окислению даже простых реле питания ЭБУ ДВС ..

Изображение

Само расположение ЭБУ на новых машинах таково , что в данном отсеке обязательно будет расположен 1-2 блока , пренебрегать этим фактом по моему разумению недопустимо, надо обязательно проверять наличие эффективного дренажа данного отсека ,и данный отчет думаю хорошо это иллюстрирует ..

Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:
4. Разрядка АКБ - проблема не существенная …Так ли это?
Практически каждый автовладелец встречается с явлением когда при провороте ключа в замке зажигания коленчатый вал ДВС либо вращается с трудом либо остается неподвижным ,вызывая треск втягивающего и новогоднюю «елку» среди лампочек и индикаторов на комбинации приборов .В большинстве случаев вполне достаточно просто зарядить АКБ и стереть ошибки , как правило ,ЭБУ обладают защитой от этого явления , и остаются работоспособными и после него .. Но, есть и исключения из правил.. Исключение довольно интересное и связанное именно с тем ,что небрежность в своей работе касается не только сервисов по обслуживанию продукции VAG ,но ,как не странно , и самих поставщиков ЭБУ для этого концерна .. В качестве предмета для исследования вызывается блок управления системой Парктроник на автомобиле Пассат Б6 .. )) Условия те –же ,при запуске ДВС и просадке напряжения АКБ блок перестал работать ,в регистраторе ошибка –«Неисправность блока управления» .. Странно , ведь обычно при запуске ДВС и работе 50-ой клеммы реализуется принудительное ограничение функций ЭБУ ,невозможен даже простой опрос неисправностей в этот момент ,как такое могло случится ?? Ведь такая ошибка обычно проявляется при программировании в случае аварийного отключения питания ЭБУ или после некорректной прошивки ЭБУ сторонними организациями … Начинаем смотреть ЭБУ ..

Изображение

Подсоединившись к блоку начинаем анализировать программу ….

Изображение

Выясняется интересный момент ,инициализация 50 клеммы (клемма стартера ) никак не ограничивает функционал работы самого блока , т.е. он продолжает анализировать и перезаписывать данные после включения зажигания ,несмотря на то ,что дальше уже начинает работать стартер и вполне возможна просадка напряжения ниже граничного уровня ! Что собственно и произошло ,часть информационных пакетов ,как табор «ушел в небо»)). Пришлось его «возвращать» и приводить в чувство работу логики ЭБУ Парктроник .. Почему элементарная защита свойственная блоку ДВС ,АКПП ,центрального замка и другим ЭБУ не была реализована здесь ,на блоке системы Парктроник, остается загадкой , но в то-же время служит напоминанием о том ,что лучше просадки напряжения АКБ не допускать с таким –то «немецким качеством» )) .
5. Когда мелочь лишает спокойствия ….
Здесь опишу весьма показательный пример ,хорошо известный сообществу Туареговодов.)) Показательный он прежде всего тем , что хорошо иллюстрирует относительность размеров проблемы и собственно решения этой проблемы ..Знакомьтесь , штатный звуковой усилитель Туарегов ,Ауди Q7 и т.д. ..

Изображение

Добраться до него не просто ..

Изображение

Что происходит? Да в общем ничего страшного ,усилитель штатно работает ,ошибок нет ,да вот только при закрытии открытии дверей из всех 8 колонкой идет резкий низкочастотный хлопок ,что настроения владельцу явно не прибавляет ..Можно решить –ли проблему заменой усилителя ,ну разумеется можно …А посмотреть? )) Внутри , архитектура типична для усилителя ,все выглядит вполне достойно ..

Изображение

Так в чем проблема ? В детали стоимостью около 200 р , причем даже если нет ее возможности заменить ,вполне достаточно выпаять диагностическую схемку ,для убирания нежелательного звука (при этом опроса блока не будет ,но работать он будет штатно) ..И опять возвращаемся к компоновке блока ,ведь проблема как раз и касается в качестве защиты входных сигналов .. Вывод простой ,не спешите «рубить с плеча « и менять недешевую деталь целиком -дайте посмотреть специалисту и оценить источник Вашей проблемы , у страха, как говорится , глаза велики ..))
Пока я думаю достаточно для обдумывания ,но жизнь не стоит на месте и разумеется мы будем обязательно рассматривать интересные случаи ..
Денис Карпов

Добавлено спустя 24 минуты 6 секунд:
Ремонтируем ЭБУ . Возможное и невозможное .Продолжение .
1. Комбинация приборов как первое средство общения владельца с автомобилем . Здесь ничего раздражать не должно !
В большинстве случаев проблемы с индикацией комбинации приборов уже посещали в той или иной степени владельцев , и это далеко не только владельцы автомобилей VAG- группы .. Один из распространенных случаев выкладываю здесь для ознакомления ,данный пример весьма показателен на примере автомобиля Ауди ТТ , хотя бы потому ,что исполнение комбинации этих автомобилей само по себе находится на довольно низком уровне ,и практически 70 % владельцев в той или иной мере сталкивались с неисправностями такого типа .. Итак приступим .
Стандартная неисправность этих типов комбинаций показана здесь и служит хорошим примером неисправности зависящей от ресурса деталей …

Изображение

На фото хорошо видна стандартная неисправность – смещение положения стрелки ,происходит это от многократного удара при выключения зажигания об ограничитель самого «пера» стрелки ,динамического смягчения при отключении питания на индуктивную обмотку аналогового показателя здесь не предусмотрено ,разумеется степень фиксации крепления пластикового пера на ось со временем значительно уменьшается и прибор в целом начинает показывать неадекватную информацию.. Что безусловно нервируют водители ,ведь чаще всего это касается показателей температуры ДВС и уровня топлива …
Вторая неисправность ,уже является мультибрендовой )) Дело в том ,что потеря строчек пикселей на ЖК экране ,преследует очень большое количество владельцев и конкретно от марки это не зависит .. В данном случае это связана с исполнением самого ЖК дисплея ,а именно , с элементами подсоединения шлейфа к самому стекольному элементу . Дело в том что такое соединение (а число контактов доходит до 145 ) не может осуществляться пайкой к пленке стекольному элементу , поэтому используется специальный клей ,который как понимаете ,не вечен .. В новых типах ЖК –экранов ,который мы используем при замене изменена конструкция этого узла . В сам переходной шлейф встроен процессор ,что уменьшает количество соединений ,а поверхность контакта непосредственно к самому ЖК экрану дополнительно защищена специальным покрытием .. После замены экрана комбинация выглядит вот так ( на фото пока еще не установлены сервомоторы аналоговых показателей )..

Изображение

Изображение

После стандартной калибровки стрелки выглядят вот так …Разумеется теперь надписи на экране можно читать))

Изображение

Обратите внимание мотор оборотов ДВС все равно чуть не дотягивает до нормы ,но в данном случае владельцев решено этот сервомотор не заказывать отдельно ))
2. Когда заставляют прыгнуть выше головы
Еще один распространенный тип неисправностей не завязанный конкретно на марку автомобиля - вентилятор системы охлаждения .. Если вернутся назад и вспомнить конструкцию старых вентиляторов охлаждения ДВС , то владелец автомобиля начинал вспоминать ,что он у него есть либо после роста температуры ДВС либо после необычных звуков под капотом )) К сожалению сейчас все обстоит гораздо хуже .. В чем проблема ? Проблема в интегрировании блока управления вентилятора непосредственно на установочную плиту вентиляторов .. Итак ..Так выглядит блок вентиляторов…

Изображение

А вот так выглядит его крышка , на которую нанесен герметик для фиксирования конденсаторов , но складывается впечатление это сделано больше для того что бы снять крышку без отрывания ножек этих самых конденсаторов было невозможно )) .. С обратной стороны на блок закреплена схема процессора управления ..

Изображение

Изображение

Выглядит вроде все достойно ,элементная база ,обработка дорожек , система охлаждения все достаточно надежно ..Так в чем же дело ? В крайне интересном исполнении соединения электропроводки к самой плате .

Изображение

Обратите внимание , на выделенный участок …
Он закрывается обычной крышкой ..Но вот герметик весьма странный и разумеется влагу держать в таком виде он не будет ..

Изображение

Почему проблема восстановить ? Потому ,что силовые линии платы находятся друг от друг в 1 мм ,а переходные дорожки залиты компаундом .. Нагрузка номинальная около 40 А , довольно часто встречается решение следующего характера -очистка бор-машиной слоя (помимо всего это не однослойная конструкция) компаунда ДО уплотняющих крышек и попытка протяжки через дорожки используя провода и обычную пайку на малой площади контакта .. К сожалению это не выход , это может быть не только не эффективно ,но и опасно учитывая что может привести не только к перегреву ,но и к возгоранию .В данном месте защитить такое соединении от нагрева или окисления становится проблематичным . Единственный вариант полностью переработать входной(выходной) интерфейс ,однако этому препятствует сама компоновка этого блока в котором отсутствуют необходимый задел по уплотняющим крышкам .. Т.е. предполагается использование уже другого корпуса как «чехла» ,который позволит раскрыть дорожки полноценно ,одновременно герметично закрывая конструкцию , но не забываем блок стоит на панели вентиляторов и в штатное место эта конструкция не войдет .(( Т.е. конструкция будет выносная .. Как понимаете по совокупности действий общий ремонт получается не дешевый ,поэтому он будет оправдан по себестоимости для системы вентиляторов ,а не для одного вентилятора .. К сожалению в конструкции с индивидуальным блоком вентилятора охлаждения проблемы схожие ,а купив Б.У. зап.часть быстро разочаровываешься только сняв подобную уплотняющую крышку ..
Если взять проблему в общих чертах , то-большинство проблем выхода из строя подобных блоков связано не с откровенным окислением СИЛОВЫХ проводов , а с окислением проводов шины LIN ..Источник этого окисления точно такой же ,как и в описанном случае , да только при потере связи с ЭБУ вентилятором ,ЭБУ ДВС переводит его в аварийный режим принудительно , часто реализуется программа ограничения мощности ,что принуждает к активным действиям владельца автомобиля .. Продолжение следует …
Денис Карпов
Аватар пользователя
Denis Turbo Union
 
Сообщений: 177
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2015 13:45
Откуда: Москва
Имя: Денис
Пункты репутации: 511

Объявления

Аватар пользователя
Менеджер
Отдел рекламы
 
Зарегистрирован: Ср ноя 26, 2008
Откуда:Москва
Имя:Максим

Сообщение Евгений51 » Чт мар 17, 2016 17:47

Подпишусь.....интересная тема...
Изображение
Изображение
Аватар пользователя
Евгений51
 
Сообщений: 418
Зарегистрирован: Пт дек 10, 2010 0:04
Откуда: Мурманск город-герой
Имя: -
Машина: А4 8Е В6 2.0 ALT
Пункты репутации: 2666

Сообщение властелин кольца » Чт мар 17, 2016 18:04

Платиновые «волоски» (А) ,эти контакты иначе не назовешь, залиты специальным гелем , выполнены на контактной сварке (надо сказать такая технология встречается не только в ЭБУ ДВС ,но и в датчиках продольного /поперечного ускорения системы ESP , блоках полного привода ,расходомерах и т.д.) ..Попытка их восстановления представлена рядом (блок ремонтировался ) в целом она неплоха ,но как понимаете нужно обладать неплохими навыками в пайке , однако отремонтировать повторно ЭБУ не удается , потому что разрушен не только контакт (В) ,но и проломлена часть многослойной платы под ней .. Почему так произошло ? Как обычно «слегка» дрогнула рука при ремонте ДВС у механиков …((

контакты там тончайшие, либо с идеальным зрением и с идеальной нервной системой паять, либо вобще не браться))) я когда прозванивал, думал оборву че нить. и да внутри какой то странный гель, наверно поглощает мелкую вибрацию
Вывод простой ,не спешите «рубить с плеча « и менять недешевую деталь целиком -дайте посмотреть специалисту и оценить источник Вашей проблемы , у страха, как говорится , глаза велики ..))

вот все правильно говоришь, только в регионах зачастую хороших специалистов не найти

много сказано про то что в блоки попадает влага, так и есть, часто встречающаяся проблема. мне кажется конструкторы не могли не предвидеть попадание влаги размещая блок ЭБУД в дренаже, блок комфорта в ногах, куда при забитом дренаже вода поступает дальше, блок вентиляторов вот вобще не гермитичен и стоит практически снаружи.
за отчет однозначно в репу, много полезной инфы :good:
Денис, я так понимаю если что, ты можешь проконсультировать по электронике в дальнейшем?
Все отлично у того, у кого отлично все!
Аватар пользователя
властелин кольца
 
Сообщений: 1631
Зарегистрирован: Вт мар 06, 2012 21:18
Имя: Илья
Машина: Тапочки
Пункты репутации: 1474

Сообщение Denis Turbo Union » Чт мар 17, 2016 18:20

Разумеется .. У меня теперь есть персональный "нейрохирург" отобранный у ТТ клуба .. Ну и буду продолжать тему ,уж не ругайтесь по разным машинам :oops: ,Вы даже не представляете какими юмористами могут быть американцы или французы.. Думаю в любом случае будет познавательно .. Если ,что -то не получится выложить сразу на сайте будет всегда :hi: ...Простите объем большой не успеваю непосредственно материал выложить..
Аватар пользователя
Denis Turbo Union
 
Сообщений: 177
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2015 13:45
Откуда: Москва
Имя: Денис
Пункты репутации: 511

Сообщение Евгений51 » Чт мар 17, 2016 19:10

Denis Turbo Union сразу есть вопрос....Блок управления ТНВД на 2,5 TDI перепаивают транзистор внутри блока, сталкивались ли вы с таким методом? какой лучше транзистор подобрать? их тьма, все себе разные паяют, и если ремонтировали такое желательно бы схему этого блока если имеется такое...
Изображение
Изображение
Аватар пользователя
Евгений51
 
Сообщений: 418
Зарегистрирован: Пт дек 10, 2010 0:04
Откуда: Мурманск город-герой
Имя: -
Машина: А4 8Е В6 2.0 ALT
Пункты репутации: 2666

Сообщение Denis Turbo Union » Чт мар 17, 2016 19:23

Ну ,честно говоря методика ремонта блока управления ТНВД , замена датчика частоты оборотов ТНВД и т.д. известна давно еще с аллроад-клуба ..Отремонтировать блок можно если не будет деформирована плата или процессор .. :hi:
Аватар пользователя
Denis Turbo Union
 
Сообщений: 177
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2015 13:45
Откуда: Москва
Имя: Денис
Пункты репутации: 511

Сообщение Евгений51 » Чт мар 17, 2016 19:41

Denis Turbo Union писал(а):Ну ,честно говоря методика ремонта блока управления ТНВД , замена датчика частоты оборотов ТНВД и т.д. известна давно еще с аллроад-клуба ..Отремонтировать блок можно если не будет деформирована плата или процессор .. :hi:

Это я понял...мне бы схема этого блока интересна, и наименование транзистора???
Изображение
Изображение
Аватар пользователя
Евгений51
 
Сообщений: 418
Зарегистрирован: Пт дек 10, 2010 0:04
Откуда: Мурманск город-герой
Имя: -
Машина: А4 8Е В6 2.0 ALT
Пункты репутации: 2666

Сообщение Denis Turbo Union » Пт мар 18, 2016 11:30

Мне такую информацию не дадут .))Да и нужна ли она ,это не тайна за семью печатями .. Вот тема на вскидку http://a6-allroad.ru/showthread.php?t=8801 :hi:
Аватар пользователя
Denis Turbo Union
 
Сообщений: 177
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2015 13:45
Откуда: Москва
Имя: Денис
Пункты репутации: 511


Вернуться в Электрика

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1